“Мы выращиваем шафран в Бельгии уже 11 лет”
На полпути между Брюсселем и Льежем, недалеко от города Намюр, мы находим единственную профессиональную ферму шафрана в Бельгии, которая называется “Le Safran de Cotchia”. Идея выращивания шафрана в Бельгии была азартной игрой Эрика Леонарда (Eric Léonard) и его жены, мотивированной отчасти необходимостью “вернуться к основам”, работая на земле. Но история фермы началась не с выращивания этого желанного цветка, известного как красное золото. Это нынешняя глава жизни, в которой предпринимательство и любовь к земле всегда были тесно связаны.
Предпринимательский дух
Всё началось в 1985 году, когда Эрик Леонард и его брат унаследовали отцовскую ферму, которая занимала около 145 гектаров. “В то время мы выращивали традиционные культуры, такие как свёкла и кукуруза. Первая реформа Единой агропромышленной политики быстро привела нас к тому, что часть наших полей была отведена в сторону. Мы с братом решили продолжать обрабатывать нашу землю, даже если это помешает нам получить доступ к премиям. Именно тогда в ферме произошла первая диверсификация, потому что на тех 25 гектарах, отведённых под паровые поля, мы решили посадить чёрную смородину. В то время многие считали нас сумасшедшими. Однако это была удачная авантюра, вплоть до падения Берлинской стены в 1989 году, что резко снизило цены. С 40 бельгийских франков за килограмм мы снизились до 4 бельгийских франков. Это был наш первый большой провал”, – говорит Эрик Леонард.
После этого производитель решил взяться за совершенно другой проект: создать первую внутрихозяйственную мясную лавку в Бельгии. “В то время я познакомился со своей женой, которая училась на мясника и поставщика провизии. Вскоре наш бизнес вырос. У нас были работники, и бойня имела большой успех. Однако после 19 лет этого мы хотели перемен и вернуться на землю, по которой скучали всё больше и больше. Именно после просмотра программы о шафрановой ферме во Франции 3 дня спустя мы отправились туда, чтобы узнать о ней больше. После этого мы привезли 1500 луковиц на нашу ферму. Хотя эта первая попытка была только умеренно хорошей, мы решили отказаться от мясной лавки, чтобы начать выращивать шафран в 2009 году. И снова нас могли посчитать дураками”.
Шафран: устойчивая культура со 100% ручным трудом
В первый год мистер и миссис Леонард привезли на свою ферму 150,000 луковиц. 11 лет спустя они выращивали около 600,000 на 2,8 га. “Луковицы обычно высаживают в августе. Затем они цветут в октябре-ноябре. В настоящее время мы находимся в конце периода цветения. Затем листья высыхают в апреле-мае. Затем луковицу размножают для очередного цветения в октябре. Чтобы предотвратить развитие заболеваний, мы рекомендуем пересаживать луковицы каждые 3-4 года”.
Шафран не требует каких-либо фитосанитарных продуктов: “Если грунт достаточно сбалансирован, нет необходимости в исходных ресурсах. Что касается инсектицидов, то в настоящее время у шафрана нет вредителей. Мы не можем использовать гербициды, так как они негативно скажутся на развитии цветка. Сначала прополка производится с помощью термических ожогов, а теперь мы переходим к механической прополке. Важно знать, что на шафрановой ферме всё делается вручную или механически. Хотя идеальный грунт для урожая воздухонасыщён известняком, который легко поливается, мы выращиваем цветок на очень тяжёлом, очень влажном и илистом грунте, поэтому мы можем сказать, что шафран адаптируется к любому грунту. И мы добились этого, адаптировав технику выращивания к условиям бельгийского грунта”.
Шафран в Бельгии: продукт с ещё неразвитым рынком сбыта
Несмотря на то, что шафрановые продукты теперь нашли свой рынок, Эрик Леонард был вынужден удвоить свои усилия и сделать ставку на инновации, чтобы развить свою клиентуру. “В отличие от других культур, здесь нет сектора шафрана. Поэтому производители шафрана должны будут разработать свои собственные портфели клиентов. А для этого, помимо того, что вы хороший производитель, вы должны быть хорошим продавцом. Хотя большинство наших клиентов сегодня – известные шеф-повара и бистро, нам пришлось ввести шафран в Бельгии, который в то время ещё не был по-настоящему известен профессионалам. Это потребовало огромных усилий”.
“Кроме того, трудно зарабатывать на жизнь только за счёт производства шафрана, поэтому мы диверсифицировались с разработкой целого ряда производных продуктов, таких как джемы и горчица, поскольку шафран является мощным усилителем вкуса”.
Мистер и миссис Леонард также стремятся к поощрению использования шафрана в деятельность парамедицинского сектора. “Шафран – очень хороший релаксант. Лично я использую его, чтобы заснуть, и это очень эффективно”.
Год, осложнённый последствиями кризиса здравоохранения
Помимо продажи своей продукции в Бельгии и экспорта луковиц, компания также получает некоторый доход, предлагая посещение фермы шафрана. “Обычно на шафрановую ферму приезжает примерно 2 автобуса в неделю. Из-за Covid-19 у нас едва было 2 или 3 тренинга с начала года. Это означает значительную потерю товарооборота. Закрытие ресторанов на 3 месяца в Бельгии также привело к тому, что мы потеряли 22% нашего оборота. Более того, мы опасаемся, что ситуация ещё больше повлияет на нас во время праздничного сезона, так как большая часть наших продаж обычно осуществляется на рождественских рынках. Чтобы сократить издержки, мы начали производить продукцию на ежедневной основе, адаптируясь к спросу”.
Safran de Cotchia также предлагает учебные курсы. На сегодняшний день 90 человек прошли обучение торговле шафраном. Кроме того, частные лица могут найти продукцию фермы в интернете.
Бельгийский и французский шафран очень отличаются от марокканского и иранского шафрана
Хотя выращивание шафрана берёт начало не во Франции и Бельгии, эти источники имеют всё необходимое, чтобы обратиться к профессионалам и потребителям. “Бельгийский или французский шафран очень отличается от иранского или марокканского шафрана. На наших фермах пестики цветка гораздо длиннее и толще. Для получения 1 г шафрана в Бельгии/Франции требуется около 150 цветов, а в Иране и Марокко – 250-300. В прошлом году у нас был урожай 3 килограмма шафрана с 1,8 гектара. Конечно, эта цифра может меняться в зависимости от погодных условий, но теоретически мы можем рассчитывать на производство от 1 до 1,5 килограммов с гектара. Иранский и марокканский шафран более пряный, более пикантный, в то время как бельгийский и французский шафран имеют гораздо больше аромата”.
Французское и бельгийское производство можно продать примерно за 34,000 евро за килограмм, или 34 евро за грамм. “Продукция из южных стран продаётся по гораздо более низким ценам, так как рабочая сила часто базируется на семье и поэтому дешевле, и это является основным конкурентным фактором”.
Эрик Леонард также вкладывает много средств в просвещение и повышение осведомлённости профессионалов и частных лиц о выращивании шафрана. “На рынке 80% шафрана – подделка. Существует много поддельного шафрана в обращении, и мы объясняем, как избежать обмана. Простой маленький тест состоит в том, чтобы взять пестик между пальцами, смочить его и затем свернуть. Если ваши пальцы пожелтеют, это действительно шафран!”.
Источник: floraldaily.com