Загрузка

Поиск...

Новости

Почему фрукты и овощи в Японии так дорого стоят?

Цены на свежие фрукты и овощи в Японии – это настоящий шок. Что касается фруктов, то обычно люди говорят, что это происходит потому, что так много внимания уделяется выращиванию каждого отдельного плода. Душераздирающие истории о том, как производители черешни вручную полируют эти ярко-красные шары, а потребители с благодарностью вгрызаются в их кремово-белую мякоть, регулярно рассказываются, чтобы оправдать непомерную цену фруктов отечественного производства.

Но как быть со скромными, повседневными продуктами, такими как картофель, морковь и томаты? В моем местном супермаркете небольшой пакет картофеля, выращенного в Нагасаки, стоил мне 297 иен без учёта налогов. Две моркови, выращенные в Тибе, стоят 197 иен, а томаты, тоже из Тибы, – по 117 иен.

Я не знаю о ценах на овощи в соседних странах, таких как Китай или Южная Корея, но в Великобритании, ещё одной маленькой островной стране с небольшим количеством производителей и подавляющим количеством городского населения, цены меньше половины тех, что в Японии.

Просматривая сайт супермаркета-гиганта Tesco, я вижу, что небольшой мешок картофеля, выращенного в Кенте, может быть моим за эквивалент 140 иен, целый килограмм девонской моркови стоит всего 70 иен, а пять томатов, выращенных на ветке в Нидерландах, стоят 130 иен (и все эти цены включают налог).

В 2016 году стоимость произведённых в Японии овощей оценивалась в 22,9 миллиарда долларов США. Сравните это со стоимостью овощей отечественного производства в Великобритании – 1,89 доллара США в 2017 году – и вы увидите, что, даже учитывая тот факт, что население Японии примерно в два раза превышает население Великобритании, японские производители в выигрыше.

Откуда такая разница в ценах? В какой-то степени вина лежит на привередливых покупателях. Когда японские производители готовят свой урожай к продаже, они знают, что только самые красивые плоды пройдут проверку в супермаркетах. Бесформенная картошка или слегка обесцвеченный томат будет либо съеден семьёй фермера, либо выброшен. Помимо расточительности, это делает овощи более ценными, чем они должны быть, и, следовательно, более дорогими.

Ещё один фактор, который следует иметь в виду, заключается в том, что в Японии не так много сельскохозяйственных угодий. Только 12% земли используется для выращивания сельскохозяйственных культур, и большая часть из них используется для производства риса. Однако самым важным фактором является то, что японские фермерские хозяйства намного меньше, чем в других странах ОЭСР. Согласно правительственной статистике, средний размер японской фермы составляет всего 1,9 гектара по сравнению с 198 гектарами в Соединённых Штатах. Малые фермы менее эффективны, чем крупные, и у мелких производителей меньше наличных, чтобы инвестировать в оборудование, необходимое для снижения издержек.

По иронии судьбы, преобладание мелких фермерских хозяйств приходится на долю американцев. После Второй мировой войны правительство США оккупировало Японию на семь лет. За это время было предпринято несколько радикальных шагов по устранению того, что они считали структурными препятствиями на пути создания демократического общества. Одной из них была земельная реформа, в результате которой крупные старые феодальные поместья были разорены и распределены между миллионами мелких фермеров. По сей день японское законодательство предусматривает, что все сельскохозяйственные угодья должны обрабатываться непосредственно тем, кто ими владеет. Это может сделать Японию более справедливым обществом, но это также делает её агропромышленность намного менее эффективным, а её агропромышленные товары – более дорогими.

Тем не менее производителям и правящей партии LDP это нравится. Хотя агропромышленность составляет немногим более одного процента ВВП Японии, а производители составляют всего 3,4% населения, устаревшие карты выборов и эффективная организация производителей дают сельским общинам Японии непропорциональную политическую власть. Мелкие производители были ярыми сторонниками LDP с момента создания правящей партии в 1955 году, и фермерское лобби является одним из самых мощных в Японии.

Что ещё более удивительно, покупателям тоже нравится статус-кво. Согласно опросу Yomiuri Shimbun, проведённому в 2011 году, 80% избирателей считают, что правительство должно субсидировать людей, впервые занимающихся сельским хозяйством. Покупатели поддерживают субсидированную агропромышленность, потому что им внушают веру в то, что японские агропромышлнные товары являются лучшими в мире и что такое качество имеет свою цену.

Японские потребители отдают предпочтение овощам местного производства по сравнению с импортными овощами. Тот же опрос Yomiuri показал, что в то время, как 46% покупателей считают, что иностранная агропромышленная продукция дешевле японской, колоссальные 76% также считают, что она небезопасна.

Это презрение к иностранным агропромышленным продуктам гарантирует, что нация сообразительных городских потребителей регулярно закупается в супермаркете. Или, если посмотреть с другой стороны, сельский образ жизни, лежащий в основе традиционной японской культуры, поддерживается горожанами, которые с радостью платят сверх нормы за свою картошку, морковь и томаты.

Как бы то ни было, японская агропромышленность – это неустойчивое предложение. Как и во многих других случаях в Японии, во всем виновата демография. Средний возраст японского производителя составляет 65 лет и продолжает расти. Когда никто не захочет взять на себя их фермы, когда они умрут, японская агропромышленность скоро достигнет переломного момента. В 1961 году страна производила 78% всех потребляемых ею продуктов питания. К 2006 году этот показатель снизился до 39%. В будущем он упадёт ещё больше, и, как только это произойдёт, японские покупатели начнут платить гораздо меньше за свои продукты, нравится им это или нет.

Автор: Джордж Ллойд (George Lloyd)

Источник: japantoday.com

Поделиться:
Теги:

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

X