Борьба с заболеванием HLB с помощью пальчиковых лаймов?
Может ли пальчиковый лайм быть частью решения в борьбе Флориды с заболеванием HLB, поражающим грейпфрут?
Возможно, так думает доктор Манджул Датт (Manjul Dut) – научный сотрудник в области растениеводческих наук Университета Флориды, наблюдал за ростом австралийского пальчикового лайма во Флориде почти 10 лет и сделал интересное открытие. «Похоже, что когда деревья, окружающие эти лаймы, начали получать HLB и сокращаться, то они продолжали расти», – говорит Датт. Он собирал образцы листьев с деревьев каждый год, чтобы проверить на HLB, болезнь, которая продолжает оказывать значительное влияние на цитрусовые культуры Флориды, и пальчиковые лаймы оказались устойчивыми к этой болезни – в отличие от других видов цитрусовых деревьев, таких как грейпфрут, апельсины, мандарины и помело.
Именно тогда Датт запустил экспериментальную программу с пальчиковыми лаймами, чтобы попытаться интегрировать гены устойчивости к HLB из них в обычные цитрусовые. «И с тех пор, мы создали большую популяцию деревьев, которые оцениваем по HLB», – говорит он.
Почему пальчиковые лаймы?
Что же есть такого в пальчиковых лаймах, что защищает их? Хотя нет убедительных доказательств, указывающих на одно направление, у Датта есть несколько теорий. «Мы думаем, что в составляющих флоэмы может быть что-то другое. Ранее, в сотрудничестве с доктором Набилом Киллини (Nabil Killiny) была проведена работа по изучению фитохимических веществ пальчикового лайма во флоэме, и мы обнаружили, что они сильно отличаются от HLB-чувствительных сортов», – говорит он.
Цвет листьев также может иметь значение. «Молодые листья пальчиковых лаймов всегда тёмно-красного цвета. Цитрусовые листоблошки передвигаются, используя визуальных сигналов, и мы думаем, что этот красный цвет может дезориентировать их и сделать менее привлекательными, чем другие цитрусовые, у которых, например, есть молодые зелёные листья», – говорит он.
Как бы то ни было, пальчиковый лайм, по крайней мере, кажется более резистентным – но не на 100% – к болезни. «Если вы одновременно заразите пальчиковый лайм и сладкое апельсиновое дерево и проверите их 1 или 2 года спустя, то вы увидите, что уровень заражения у пальчиковых лаймов гораздо ниже, чем у апельсинов. Во флоэме что-то происходит, и нам нужно понять это».
Получение доступа к их генетике
Хотя пальчиковый лайм точно не задуман как новая культура, которая заменит давнюю апельсиновую и грейпфрутовую промышленность Флориды, Датт считает, что пальчиковые липы могут оказать сильную помощь. «Гибриды между такими деревьями и сладким апельсином в будущем могут появиться сладкие апельсиновые нотки, которые могут быть приемлемы для производителя и потребителя. В результате получился бы сладкий апельсиновый фрукт с генетикой австралийского лайма, что позволило бы ему быть толерантным к HLB», – говорит он. «Многие люди в отрасли понимают, что это долгосрочный процесс. Некоторые настроены скептически, но в целом люди надеются, что генетика пальмового лайма сыграет важную роль в создании HLB-устойчивых деревьев в будущем».
На сегодняшний день австралийский лайм является скорее нишевой культурой в Северной Америке, где его выращивают всего несколько человек в Калифорнии, Гавайях и Флориде.
Тем временем, Датт вывел гибрид этого лайма, который выглядит как большой пальчиковый лайм. «Мы выпустим его этим летом – он похож на пальчиковый лайм, но в нём больше мякоти и «зёрнышек», чем в пальчиковом лайме», – говорит он. Он добавляет, что это коммерческий выпуск в качестве нишевой культуры, и надеется, что лайм появится в магазинах в ближайшие 3-4 года.
Источник: freshplaza.com